В эпоху DOS «вирусописанием» занимались большей частью просто для развлечения.
В далёком уже 2004 году по Сети гулял «червь» под названием Sasser, заразивший, по приблизительным данным, около четверти миллионов ПК. Один из них принадлежал Дэниэлу Уайту, которому тогда было 16 лет. В процессе поиска способа очистить свою систему от этого «червя», подростку попался сайт компании-производителя антивирусов F-Secure, на котором был размещён обширный справочник вредоносных программ, начиная с 1980-х.
Этот справочник содержал пояснения, технические описания и даже скриншоты кучи допотопных вирусов. Он с упоением взялся за этот справочник. «Я просто читал всё подряд, — говорит он, — а когда прочитал всё, нашёл другие источники информации». В итоге он таки поймал этот вирус.
Спустя девять лет, в течение которых Уайт неоднократно сталкивался с угрозой утери данных, он накопил, наверное, самый исчерпывающий архив данных о последствиях заражения вредоносными программами, который только можно найти в Сети.
В 2008 году он открыл свой канал на YouTube, сейчас на нём выложено более 450 видеороликов, каждый из которых посвящён фиксации последствий заражения одним из старых, изживших себя вирусов. База данных охватывает целые десятилетия: с самого начала эры персональных компьютеров вплоть до золотой эпохи Windows конца 90-х. База содержит интереснейшую подборку информации о мире вирусов: от безобидных программ, запускающих чудаковатые, но безвредные всплывающие окна, до зловредных, наносящих колоссальный урон, творений программистов.
Встретив на одном из записанных Уайтом роликов вирус, с которым когда-то пришлось помучаться, к своему удивлению ощущаешь какую-то ностальгию. Тогда как большинство недавних «червей» для Windows могут показаться до боли знакомыми, другая часть собранного Уайтом архива намного интересней. Речь идёт о вирусах, написанных в эпоху MS-DOS, — простеньких вредоносных программах, дающих некоторое представление о необычайно изобретательной субкультуре тех времён.
«В эпоху DOS этим занимались большей частью просто для развлечения», — объясняет Уайт. Профессиональные программисты хотели продемонстрировать свои умения. Они собирались в группы, и эти группы придумывали различные способы заражения компьютеров и дальнейшего распространения вредоносного кода. Они находили друг друга на электронных досках объявлений и группах новостей. На них обменивались секретами мастерства, соревновались друг с другом.
Тем не менее далеко не всегда главной целью сочинителей вирусов было испортить чей-нибудь компьютер или даже сообщить пользователю, что его компьютер заражен. Без лишнего шума «вирусописатели» организовывали невидимые, безвредные сети, просто чтобы доказать своё мастерство. «Не все авторы были полными уродами, — рассказывает Уайт, — Подавляющее большинство вирусов просто заражали файлы и распространялись дальше, а не повреждали данные и не выдавали сообщения-приколы».
Тем не менее, как видно из приведенных изображений, некоторые из этих сообщений-приколов, которые ещё иногда называют оружием вируса, просто уникальны. На фоне чёрно-белого мира командной строки эти вирусы привносили в жизнь красок.
Один из них, написанный французским создателем вирусов Спанска (Spanska), заливал экран заражённого компьютера потоком цифровой лавы. Другой выводил на экран угрожающего вида череп, над которым, судя по всему, тщательно и терпеливо трудился его автор. Другие же были более весёлыми: вирус на тему игры в бильярд превращал командную строку в игровое поле бильярдного стола, роль шаров выполняли буквы, которые катались и сталкивались друг с другом по всему дисплею. Некоторые были откровенно симпатичными.
Под воздействием DOS-вируса под названием «Ithaqua», например, на экране наблюдался слабый мозаичный снегопад, образовывавший сугробы внизу экрана, причём происходило это всего один день в году.
Для некоторых из тех озорных программистов вирусы служили настоящим средством самовыражения. Когда в 1997 году Спанска, французский автор лавы, давал интервью и его спросили, что он думает о вредных программах, он ответил: «На самом деле мне это не нравится... Я никогда не буду закладывать в свои вирусы вредоносный код как минимум по двум причинам. Во-первых, я уважаю труд других людей... Во-вторых, вредоносный код написать очень просто. Отформатировать жесткий диск? Двадцать строчек на ассемблере пишутся за минуту. Удалить файл? Пять команд. Пишутся за секунду. Писать элементарные вещи программисту неинтересно. Я скорее потрачу несколько недель на создание красивого VGA-эффекта. Созидать мне нравится больше, чем разрушать. Для меня это настолько важно, что в один из своих вирусов, под названием «MarsLand», я включил такие слова: „Написание вируса может быть созидательным“».
Независимо от того, насколько широко эти старые вирусы распространялись, за несколько недель или месяцев после своего попадания в Сеть, им, конечно же, неизбежно давали отпор. В операционные системы вносились исправления, а благодаря обновлениям устранялись их уязвимости. Уайт обращает внимание на то, что даже та база данных F-Secure, с которой и началось его увлечение, сегодня уже большей частью недоступна: от неё отказались в пользу придания сайту более «ориентированного на клиента» вида. Поэтому Уайт решительно настроен и дальше коллекционировать заражающие вычислительные машины программы, а также документировать вызываемые ими последствия.
Сейчас он уже учится в аспирантуре и занимается системами обработки изображений, получаемых со спутника, тем не менее выделяет время на то, чтобы примерно каждый месяц загружать новое видео, и часто работает с файлами, которые ему присылают для восполнения пробелов в коллекции. К счастью для него самого и его аппаратуры, это хобби не настолько рискованно, как может показаться.
«То, с чем мне приходится иметь дело, современным ПК и операционным системам в основном не приносит практически никакого вреда», — говорит он. Но всякое бывает. «Я придерживаюсь принципа „Если не хочешь потерять все данные, хранящиеся на компьютерах, объединённых в сеть, не играйся с вредоносным ПО“».
Ну и на последок завершим данную статью демонстрацией одного из DOS-вирусов, который играет на спикере небольшой отрывок гимна СССР.