Представляем вашему вниманию экскурс в историю экзотических и нестандартных геймпадов консолестроения.
Привычные для современного поколения геймпады были изобретены не так уж давно: только с появлением консолей третьего поколения. До этого дизайнеры и инженеры путём проб и ошибок пытались придумать самый удобный способ управления для игр.
Пальма первенства среди подобных устройств принадлежит игровому контроллеру для консоли Magnavox Odyssey, выпущенной в 1972 году. Задумка его была настолько же проста, насколько и неудобна: для горизонтального или вертикального перемещения в игре игроку приходилось крутить соответственно левый или правый диск контроллера. Естественно, идея эта у геймеров не прижилась.
Ещё одна оригинальная идея возникла десятилетием позже: производители Atari изготовили похожее на сноуборд устройство, назвать которое решили «Joyboard». Единственной игрой, к которой оно подходило, была «Maniac Mogul» для Atari 2600 — спортивная игра-симулятор катания на лыжах. Соответственно, чтобы управлять движениями лыжника в игре, игроку нужно было стоять на этом «сноуборде» и наклоняться в разные стороны. Нельзя сказать, что попытки расширить сферу применения «Joyboard» не предпринимались совсем: планировался выход ещё двух игр под этот контроллер («Surf's Up» и «Off the Rocker»), но успехом они так и не увенчались.
Эта же компания спустя ещё пару лет разработала контроллер под названием «Atari Mindlink», то есть «Мысленная связь». Название было, конечно, претенциозным — как и внешний вид устройства — но в реальности всё было намного прозаичней: управление осуществлялось напряжением лобной мышцы геймера. Творческой задумке авторов этого проекта пришлось разбиться о суровую действительность: управление при помощи Atari Mindlink оказалось крайне неудобным, а судя по слухам, от него ещё и болела голова.
Родоначальником современных контроллеров можно по праву считать появившийся в 1980-х геймпад NES от компании Nintendo. Впрочем, его успех не препятствовал дальнейшим экспериментам в этой сфере.
Под эгидой этой же компании увидел свет контроллер в виде перчатки: «Power Glove». В этом проекте впервые в истории игровой индустрии была предпринята попытка реализации технологии распознавания жестов. В отличие от современных устройств, в «Power Glove» движения распознавались за счет посылаемых контроллером звуковых сигналов (вне диапазона слышимости человека). Первый блин, как известно, комом, да и сложность совмещения данной технологии с игровым процессом привела к тому, что игр для «Power Glove» вышло всего две (хотя в проекте были и другие) и притом не самых удачных.
Продолжателем идеи Atari Mindlink в каком-то смысле можно назвать Konami Laserscope: оно так же было создано в духе идей киберпанка и с таким же креплением на голову. Правда, управление в контроллере от Konami было уже голосовое: чтобы выстрелить в игре, в микрофон нужно было крикнуть «Fire!». Кроме игры «Laser Invasion», для которой он первоначально предназначался, «Konami Laserscope» подходил ещё к некоторым играм. Проблема заключалась в том, что микрофон реагировал не только на нужное слово, но и на посторонние звуки, что могло подвести геймера в самый ответственный момент игры.
1990-е годы подарили миру «Sega Activator» — одну из самых неудачных попыток по усовершенствованию управления в играх. Этот контроллер был выполнен в форме располагавшегося на полу восьмиугольника. Его секции соответствовали кнопкам обычного джойстика, «нажимались» они воспринимаемыми датчиками движениями игрока.
Теоретически всё должно было работать, движения игрока руками и ногами должны были преобразовываться в различные удары в игре. В жизни же, как обычно, всё оказалось сложнее: управление было непрактичным для файтингов, датчики движения барахлили, да и цена в 80 долларов (при цене самой консоли в $189) явно не располагала к покупке «Sega Activator».
И всё-таки, ни одна консоль не сравнится по чудаковатости игровых аксессуаров с Sega Dreamcast. Чего только не придумали её создатели: тут и танцевальный коврик, и симулятор игрового автомата, и световые пистолеты, и даже маракасы.
Не обошли вниманием производители Dreamcast и любителей рыбалки: специально для них был выпущен контроллер-удочка «Fishing Rod Dreamcast». Этот трогательный инструмент, как ни странно, можно использовать не только по прямому назначению (в симуляторах рыбалки), но и в совершенно не связанных с рыбной ловлей играх. Повысить своё мастерство в обращении с «удочкой» можно было даже в одном из файтингов, называвшемся SoulCalibur.
Весьма интересна судьба ещё одного любопытнейшего экземпляра творческого гения производителей консолей: «Trance Vibrator» для культовой PS2. Контроллером или джойстиком назвать его нельзя, так как единственной его функцией была вибрация в такт звуков в нескольких музыкальных играх. Создатели устройства предполагали, что оно должно будет лежать в кармане игрока или возле него. Но в народе ходит молва о том, что покупатели нашли ему совсем другое (стыдно даже подумать, какое) применение.
Современные консоли тоже решили не отставать от своих предшественников. Так, в 2009 году для игры «Tony Hawk: Ride» на PS3, Wii и Xbox 360 появился контроллер-скейтборд. Несмотря на весь научный прогресс и достижения, сделать этот аксессуар удобным и интересным так и не удалось.
Напоследок стоит упомянуть увидевший свет в 2010 году контроллер Kinect для Xbox 360. Этот проект и так сложно назвать особо удачным или популярным, но это ни в коей мере не помешало «отличиться» умельцам компании Atomic Accessories. Они предложили оживить ощущения от игры в Kinect Adventures при помощи надувной лодки на двух человек. Сидя в ней, геймеры, по замыслу современных «креативщиков», должны испытать на себе все сложности рафтинга. А в свободное от игры время на ней можно поплавать, например, в бассейне.