Друзья! Сегодня мы хотим погрузить вас в мир чиптюнинга (chiptune) или чип-музыки — музыки, в которой звук синтезируется аудиочипом компьютера или игровой приставки в реальном времени, обычно ранних поколений, а не набором музыкальных семплов, записанных с аудиоустройств.
Расцветом чиптюна является середина 1980-х — середина 1990-х, при появлении звуковых чипов в первых домашних компьютерах, таких как Commodore 64, ZX-Spectrum и т. д. В чиптюне звук кодируется при помощи простейших математических формул, задающих звуковые волны разной длины, плюс шумовой канал. Музыка создавалась не расположением нот на нотном стане, а фактически написанием отдельной программы. Позднее появились специальные программы, как правило, работающие по принципу трекера.
Словосочетание Chip Music также является игрой слов, так как созвучно с Cheap Music — «дешёвая музыка». Из-за простоты технологий максимальное число одновременно воспроизводящихся звуков было невелико — резких, сменяющих друг друга высоких и низких тональностей, образующих аккорд (Арпеджио), что делает чип-музыку слишком грубой для восприятия неподготовленного слушателя. Позже термин чиптюн стал применяться и к композициям, в которых пытаются воссоздать звучание старых звуковых чипов на современных, более совершенных системах.
Иногда чиптюнами называют любые трекерные композиции, размер файла которых относительно мал (как правило, не больше нескольких десятков килобайт в несжатом виде для форматов MOD, S3M, XM, IT и т. п.), несмотря на то, что там вместо характерных электронных звуков может быть имитация других музыкальных инструментов с относительно похожим звучанием, например, органа или некоторых синтезаторов.
Независимо от чиптюна появился музыкальный жанр 8 бит, отличительной особенностью которого является использование восьмибитного, но не генерируемого старыми аудиочипами звучания, часто смешанного с "нормальным", а также производимого старыми аудиочипами, но с постобработкой. Авторы этого жанра выкладывают композиции в формате MP3 или аналогичном, в то время, как большинство «традиционных» чиптюнов распространяются в специфических форматах.
Форматы
Для чиптюнов «родными» являются не форматы потокового сжатия (MP3, WAV, OGG и т. д.), а следующие:
- трекерные форматы
- традиционные для PC (MOD, S3M, XM, IT, SUNVOX и т. д.)
- специфичные для отдельных платформ (STC, PT2 и т. д.)
- дампы программы с модулем (SID, NSF и т. д.)
- дампы, предназначенные для отправки в звукогенератор или его эмулятор (AY, YM, VTX)
Преимущества такой модели распространения состоят в том, что файл с музыкой имеет меньший размер, возможность зацикливания и во многих случаях — возможность доступа к мелодии и инструментам. Недостатки: необходимость в специальных программах для проигрывания и сильная зависимость звучания от программы-плеера.
Технология
Список некоторых чипов, использовавшихся в различных системах:
- Ricoh 2A03 использовался в Nintendo Entertainment System (Famicom), в России широко известен нелегальный её клон под маркой Dendy
- Аналого-цифровой гибрид Atari POKEY на Atari 400/800
- MOS 6581 или 8580 на Commodore 64 — сверхпопулярной платформе, заслуженно называемой колыбелью демосцены и чип-музыки
- AY-3-8910 или 8912 на Amstrad CPC, MSX и ZX Spectrum
- Yamaha YM2149F на Atari ST и AY-3-8910 на ZX Spectrum
- Yamaha YM2612 на SEGA Genesis (SEGA Mega Drive)
- Yamaha YM3812 на IBM PC совместимых
- Paula на Commodore Amiga (с оговорками)
Для MSX выходили различные варианты Konami SCC, Yamaha YM2413 (MSX-MUSIC) и Yamaha Y8950 (MSX-AUDIO, предшественник OPL3) и Moonsound на базе OPL4, каждый имеет своё характерное звучание.
В NES и Game Boy звуковой процессор находится в том же кристалле, что и CPU.
Для создания музыки генерируются звуковые волны различной формы и частоты: синусоида, квадрат, треугольник, «пила» и белый шум. Несколько волн могут накладываться друг на друга и динамически изменяться, создавая простейшие эффекты. Не стоит путать чип-музыку и MIDI, так как в MIDI используются лишь ограниченный набор команд в соответствии со стандартом (в основном — ноты и громкость используемых инструментов), инструменты же при воспроизведении берутся из заданных (или предопределённых) наборов, называемых MIDI-банками.
Сегодня
С течением времени мощность компьютеров росла и появилась возможность делать композиции, используя wave-семплы, например, в форматах MOD, XM и др. Однако для экономии места наряду с семплами по-прежнему часть инструментов генерировалась в реальном времени.
В демосцене «необходимость» в чиптюнах была изначально и остаётся до сих пор, например, в соревнованиях интро, где программисты экономят каждый байт кода. По сей день во многих странах (в Европе) и в России проводятся демопати, в которых часто присутствует дисциплина Chiptune и music disk.
Современные компьютеры способны эмулировать большинство старых компьютеров и игровых консолей и, отдельно, их звуковые чипы, позволяя проигрывать оригинальные форматы с помощью специализированных плееров, или плагинов для универсальных проигрывателей. Качество эмуляции часто хуже звучания оригинального чипа — многие чипы способны выдавать ультразвук в сотни килогерц, на что не способны современные звуковые карты.
Римейки и игры с классическим геймплеем нередко используют чип-музыку в своих саундтреках, например, в играх Jets and Guns, Seiklus и Tetris DS.
Еще в начале 1990-х годов на платформе Commodore Amiga среди крякеров появилась традиция добавлять в кряки музыку, которая, как правило, из-за небольшого размера, была чиптюном в формате MOD. Традиция сохранилась до сегодняшних дней: и сейчас, на платформе PC в кряки добавляют чиптюн, но чаще в формате XM.
Сегодня же мы хотим упомянуть одного талантливого музыканта известного на YouTube под ником Krelez, который пишет замечательные ремиксы на 8-битную музыку из игр. Итак, откиньтесь на спинку стула, наденьте наушники и наслаждайтесь!
Random chiptune mix #2
Треклист:
01 - 0:00 - Ninja Gaiden - Stage 2-2 (TPORt - Shuric scan keygen)
02 - 1:12 - Iamerror - sonic song
03 - 4:42 - Stanley Guy - Battle city
04 - 7:16 - REZ - Unreal Super Hero (Sony vegas keygen)
05 - 9:11 - SoulEye - Potential for anything
06 - 12:50 - X-ray - Zizibum
07 - 19:20 - she - Pioneer
08 - 22:26 - N# - Mushroom Story
09 - 27:50 - Dubmood/Razor1911 - Insert No Coins
10 - 30:41 - Kitsune^2 - Crab Nicholson Extreme Sleepover
11 - 32:31 - FearOfDark - Get A Brian Morans
12 - 36:49 - KolaKid - Pizza Power
13 - 42:05 - Azureflux - Corridors Of Time
Random chiptune Mix #4
Треклист:
01 - 00:00 FearOfDark - Flame Repellent
02 - 02:55 Rymdlego - Yuki Satellites
03 - 04:59 Radix - Imaginary Friend
04 - 05:59 Malmen - Flirt Talk
05 - 08:35 4mat - Paper Dolls
06 - 11:37 LukHash - PixeLove
07 - 15:01 Morgonjuice - Yes Please EP
08 - 18:23 Purple Motion - Satellite One
09 - 21:13 kola kid - timer
10 - 23:44 SoulEye - pushing onwards
11 - 27:22 Kitsune² - Winter Wyvern (Amigesque DX Arrange)
12 - 29:32 Nebulosation - Aquaticum Palace
13 - 34:12 Akumajou Densetsu Music (FC VRC6) - Beginning
14 - 35:58 OST Sonic 3 - IceCap Zone act 2
15 - 39:28 Mosaik - Loell
Random chiptune mix #6
Треклист:
01 - 00:00 - Joule and Coda - going nuts
02 - 02:53 - radix - the mission
03 - 05:15 - 777minus111 - disko komander 70
04 - 09:19 - kRUZe - Sanxion (BZL BreakZ Mix)
05 - 12:17 - bit shifter - activation theme
06 - 14:57 - Hige Driver - ukigumo
07 - 18:28 - Anamanaguchi - Another Winter
08 - 21:07 - trash80 - Sodium sonet extended
09 - 24:14 - X3chun - svengit (Liatro SWF Decoder 4.5 keygen)
10 - 26:08 - an0va - There Was a Planet Here
11 - 29:47 - Poisoncut - Starfighter 104
12 - 31:51 - Joule and Ko0x - Caroline in neon hot pants
13 - 33:58 - CORE - Skogens Djur (GoldWave v5.12)
14 - 36:00 - Azureflux - Själv''
15 - 37:53 - hai! Robotto - curve of the earth
Остальные треки можно послушать на его канале.