Статья

Когда миром правил Commodore

... а программисты разговаривали с кроликами


Когда миром правил Commodore

«Мы делали машины для широкого круга, — сказал Джек Трэмел, основатель Commodore, а затем, указывая на сидящего рядом с ним Стива Возняка, одного из основателей Apple, добавил, — А они делали машины для определённого круга».

Однажды, на праздновании 25-ой годовщины созданного Трэмелом Commodore 64 — домашнего компьютера, который многие считают рекордсменом по продажам среди всех персональных компьютеров, — в Музее компьютерной истории в Маунтин-Вью (Калифорния) собрались Трэмел, Возняк и некоторые другие ветераны компьютерных войн 1980-х.

В отличие от Apple II, созданного Возняком, Commodore 64 стоил очень дёшево. Впервые появившись в августе 1982 года, он продавался за $595, вскоре Трэмел скинул цену до каких-то $199, давая возможность приобрести добротный ПК даже тем, чьи средства были крайне ограничены.

По словам Трэмела, при нём — а ушел он в 1984 году — компания Commodore продала полмиллиона экземпляров модели C64, и, по его оценкам, до того, как в середине 90-х эта машина окончательно приказала долго жить, было продано где-то от 22 до 30 миллионов экземпляров.

Сидевший напротив Трэмела бывший руководитель Big Blue Уильям Лоу признал, что показатели продаж у первых ПК фирмы IBM были куда скромнее. «Мы продали в два раза меньше», — сказал человек, которого часто называют «отцом-основателем персонального компьютера IBM». Возняк не смог вспомнить, сколько людей купило Apple II, но он поспешил указать на то, что до расцвета Commodore именно эта модель была бесспорным лидером продаж.

А затем он решил кинуть камень в огород своего старого конкурента из 1980-х: «[Apple II] был в три раза дороже Commodore, но мы хотели построить компанию, которая просуществовала бы достаточно долго».

Тем не менее он признал, что C64 играл для культуры персональных компьютеров 80-х намного более важную роль, чем любое из произведений Apple. «Может, юные компьютерные фанаты, купившие Commodore, были в состоянии потратить совсем небольшую сумму, — сказал он, — Но своим энтузиазмом они способствовали дальнейшему прогрессу.

Никогда не приходилось слышать, чтобы кто-нибудь сказал: «А-а, у тебя всего лишь Commodore». Ни разу в жизни такого не слышал, — сказал он, — Да, это были две разные категории людей, но они были очень схожи в своих стремлениях».

Возняк также признал, что однажды они со Стивом Джобсом пытались устроиться в Commodore. А после создания опытной модели того, что позднее стало Apple II, в первую очередь они показали его работавшему у Трэмела Чаку Педдлу.

«Стив начал со слов «Мы хотим предложить его вам примерно за $200 000, тогда мы будем работать на Commodore, станем его акционерами и будем отвечать за всё это направление», — вспоминает Возняк, — И нам отказали. Суть их ответа заключалась в том, что в Commodore решили создать простую, недорогую, черно-белую машину без всех тех наворотов, которые были у Apple II».

Но самые интересные истории в тот вечер рассказывал сам Трэмел. В какой-то момент один из гуру от бизнеса сказал, что компания Commodore приобрела MOS Technology, которая в итоге стала поставщиком процессора для C64, потому что одна крупная компания почти прекратила поставлять ей свои процессоры.

Когда миром правил Commodore

В те времена, когда Commodore всё ещё занималась выпуском микрокалькуляторов, все процессоры поставлялись компанией Texas Instruments. «Дела у меня шли прекрасно, а в Texas Instruments решили, что «это слишком хороший бизнес, чтобы оставлять его кому-то одному», — объяснил Трэмел, — Поэтому они тоже занялись [производством калькуляторов] и сократили мои поставки [процессоров], практически перекрыв мне кислород. Осознав, что бизнес — это война, я решил найти способ избавиться от зависимости от посторонних поставщиков процессоров». И так он купил MOS.

Модель C64 была настолько дешёвой, потому что Трэмел точно знал, какими будут его расходы на процессоры в перспективе. «Если бы я покупал процессоры на стороне, я никогда бы не решился поставить ценник на $199, — сказал он, — Без MOS Technologies, скорее всего, такого успеха достичь бы не удалось».

По просьбе ведущего вечера Джона Маркоффа Трэмел также рассказал подробности его тогдашних деловых отношений с человеком по имени Билл Гейтс. В конце 70-х Гейтс спрашивал у Трэмела, не хочет ли он установить Microsoft Basic на предшествующую C64 модель, Commodore PET.

«Он говорил, что денег от меня не хочет [в качестве предоплаты]. Он просто хотел $3 [с каждого проданного компьютера], — рассказал Трэмел, — Я сказал ему, что у меня уже есть договоренности». Трэмел настоял на том, что не сможет заплатить ему больше $25 000, и спустя шесть недель Гейтс согласился.

Скажем так, именно Трэмел стал автором подавляющего большинства историй, рассказанных в тот вечер. Среди приглашённых в музей был также Адам Хованец, надзиравший за разработкой Amiga, преемника Commodore 64. Когда Хованеца спросили, испытывал ли он когда-нибудь настоящий «страх» в эпоху компьютерных разборок, он рассказал, что однажды в Commodore работал сторонний программист, разрабатывавший операционную систему Amiga.

«Я захотел познакомиться с человеком, пишущим операционную систему, — вспоминает он, — Мы слетали к нему домой, где он составлял программное обеспечение на целой куче рабочих станций Sun. У него их было 4 или 5 штук, кроме того дома у него стояла большая клетка с кроликом. И много времени он проводил, разговаривая с этим кроликом»...

На этом и остановимся.

Комментарии

Комментариев пока нет.
Стань первым!