Darwinia — это своего рода любовное послание игровой культуре, но в то же время и её неотъемлемая часть. В ней не просто отдаётся дань уважения куче любимых классических игр, в ней сделана попытка показать в рамках одной игры, что же в них всех было такого увлекательного.
Так что управление вашими отрядами смерти (Death Squads) точно такое же, как солдатами в Cannon Fodder, а метание цифровых гранат в пикающие сплетения Вируса (Virus) не менее захватывающе, чем весёлые незамысловатые побоища в одноимённой игре. Внешне сам Вирус явно похож на конкурента из новаторской игры Дэвида Брабена 1980-х годов с таким же названием, но что ещё важнее, в нём содержится та же зловещая угроза: по отдельности ни в одном из элементов нет ничего устрашающего, но общая атмосфера, создаваемая несметным количеством и ненасытностью, постоянно держит в напряжении.
Менее заметный намёк на Lemmings — механизм управления дарвинианцами, которые сами по себе неорганизованны, путём наделения некоторых из них полномочиями руководить другими — таким же необъяснимым образом заставляет вас заботиться о том, кого не удалось сделать своей марионеткой.
Не у всех подсистем и действий был свой прототип, но это и не важно. Вся прелесть заключалась не в них самих по отдельности, а в общей картине игры, в которой их можно было использовать в качестве инструментов для достижения связанной с сюжетом цели. Всё это тесно и искусно переплеталось, причём результат каждой игры заносится в другие, подобно подпрограммам в программном коде, который они и представляют.
Нанесите ракетный удар хирургической точности с помощью полностью модернизированного Отряда смерти и вам удастся заполучить новый Инкубатор, наплодить побольше дарвинианцев, а следовательно сформировать более независимую армию в стиле стратегий в реальном времени.
Когда вы приобретёте лазеры тех зелёных человечков и их собственные «лимонки», а затем используете это оружие, чтобы обрушить шквальный огонь на поток данных, расположенной на острове спутниковой тарелки, результаты атаки будут настолько опустошительными для красной инфекции на другой стороне, что об Отрядах сможете уже не вспоминать.
По мере продвижения ваши инженеры отвоёвывают у Вируса всё новые расположенные на островах здания, и каждая такая победа делает вас на шаг ближе к тому, чтобы заработать усовершенствование любой выбранной вами части антивирусного комплекта. Например, дарвинианские Офицеры 2.0 могут возглавить сразу всю вашу армию, внедрив нестандартную (с механическим голосом) трактовку строевой песни «Левой, левой, левой-правой-левой».
Хотя сложные задачи в Darwinia тесно переплетены с множеством довольно серьёзных понятий, в первую очередь они всегда зависят от дизайна уровня. Каждый новый сектор Дарвинии — «Виртуальный заповедник» — состоял из небольшой группы угловатых полигональных островов с чёткой и узнаваемой целью, а также из набора инструментов, необходимого для реализации происходящего на уровне действия. Если вас когда-нибудь интересовал вопрос, что же на самом деле производят заводы, которые вы бомбите, или что же хранится в ящиках, за которыми вы прячетесь, вам обязательно, хотя бы раз в жизни, нужно сыграть в Darwinia. В этой игре у всего есть своё предназначение, каждое здание и декорация образуют логически связанную цивилизацию, действующую как единое целое с одной целью: производить и улучшать цифровую жизнь. Методы достижения этого были в равной мере изощрённы и очаровательны. Даже экран выбора уровня оказался частью дарвинианской экосистемы: завитки оранжевого света, ведущие к каждой из карт, — это души убитых дарвинианцев, возвращающихся в свой аналог рая, чтобы пополнить своим опытом грандиозный небесный фонд знаний.
Только один из этих закрученных потоков данных направлен вниз, прочь от хранилища душ, к карте, с которой он соединён. Это набор устройств по сбору душ, который передаёт переродившихся дарвинианцев на шаблон, где на них устанавливается новое, усовершенствованное аппаратное обеспечение. И всё это мягко освещается сотнями сверкающих оранжевых бриллиантов, медленно плывущих к Земле, умирая сразу по приземлении, потому что приёмное устройство находится под контролем Вируса.
Именно благодаря тому, что каждая часть сюрреалистичной цифровой вселенной Darwinia несёт определённую смысловую нагрузку, создаётся почти осязаемое ощущение наносимого Вирусом вреда, а временами этих попавших в беду десятипиксельных человечков становится искренне жаль. В конце концов мы обнаруживаем, что спровоцировали атаку Вируса они сами, когда попытались наладить связь с Богом: своим создателем, доктором Сепульведой. Вместо этого они наладили связь с его жёстким диском и ненароком скачали собственную проектную документацию. А пока их пустые квадратные головы раздумывали над этой загадкой бытия, в трафик попал зараженный спам, и разразилась эпидемия.
Несмотря на все заимствования этой цифровой культуры (при воздушной атаке, кстати, бомбы сбрасывает пролетающий мимо Космический захватчик — Space Invader), самым легендарным образом в Darwinia остается свой родной: простая, сложенная из прямоугольников фигурка самого дарвинианца. Подобным образом и её вклад в эту культуру — безукоризненная художественная постановка и целостный, всеобъемлющий, эмоциональный сюжет — является её неотъемлемой частью, намного более важной, чем всё заимствованное у её примитивных прототипов.