Современные тенденции на рынке разработки компьютерных игр показывают, что не только реклама, но и ностальгия может быть двигателем торговли.
Хотя большинство игр, естественно, рассчитаны на подрастающее поколение, тем не менее люди, которые в 90-х годах были ещё детьми или подростками, сейчас уже выросли и составляют огромную платёжеспособную аудиторию, часто испытывающую ностальгию по своим «старым добрым временам».
Как раз на эту аудиторию и нацелены сейчас авторы культовых квестов тех времён, таких как Broken Sword, Full Throttle, Space Quest и другие. Не так давно появилась The Cave от Рона Гилберта, создателя Monkey Island, а для возвращения других персонажей игр девяностых собираются деньги через Kickstarter.
Что примечательно, несмотря на минимум информации, предоставляемой мэтрами игровой индустрии, — обычно, это просто пара-тройка скриншотов — сбор средств почти всегда проходит «на ура». Этот феномен объясняется просто: это материальная благодарность выросшего поколения за приятные воспоминания о детстве. В этой статье мы постарались собрать всех заслуживающих внимания ветеранов, готовящих нам в этом году что-нибудь новенькое.
Кэйдзи Инафунэ и Soul Sacrifice
Как и многие молодые японцы, Кейдзи Инафунэ начинал свою карьеру с рядовой должности в крупной корпорации: он был простым художником в Capcom и за двадцать лет смог стать руководителем разработки. Игра, с которой его чаще всего связывают, — это Mega Man, хотя он так или иначе принимал участие во всех других известных сериях компании: Resident Evil, Onimusha, Street Fighter и Dead Rising.
Но дальше Кейдзи решил сломать стереотипы и совершил немыслимый для консервативных японцев поступок: ушёл из корпорации Capcom и начал делать игры самостоятельно, объясняя это усталостью от выполнения рутинных обязанностей, присущих работе в большой корпорации. Soul Sacrifice — это его последняя разработка, готическая ролевая игра, написанная под PS Vita. Кровавые батальные сцены гармонично сочетаются в ней с традиционными для японцев философскими нотками.
Крис Робертс и Star Citizen
Для современного поколения геймеров образец научной фантастики — это Mass Effect, но в 90-х им был Wing Commander. Серию из пяти превосходнейших космических симуляторов, главным персонажем которой был Марк Хэммил, называют золотым веком жанра. А главным героем того времени называют Криса Робертса. После его ухода в кинематограф и вплоть до его возвращения целый жанр игровой индустрии находился в упадке. Сейчас Крис планирует выпуск нового симулятора Star Citizen, который переносит играющего в XXX век, в котором он может стать гражданином построенной человечеством космической империи, похожей на античную Римскую.
Судя по словам Криса Робертса, в новой игре будут задействованы последние достижения компьютерных технологий: используется движок CryEngine 3, поэтому Крис прогнозирует, что для наслаждения всеми прелестями симулятора потребуется очень мощный компьютер. С октября 2012 года Робертс насобирал на Star Citizen $15 миллионов, задействовав для этого Kickstarter и свой сайт.
Брайан Фарго и Wasteland 2
Одна из наиболее значимых в 90-х компаний по разработке и изданию игр была Interplay, основанная в 1983 году Брайаном Фаргом, в то время только начинавшим карьеру дизайнера.
Но годы успешной работы не спасли компанию от ряда серьёзных управленческих ошибок, приведших в 2000 к краху и уходу самого Брайана. Сейчас о ней напоминают лишь известные в своё время бренды, например, Wasteland, появившаяся в 1988 постапокалиптическая RPG, события которой разворачиваются в Штатах после Третьей Мировой.
Релиз упомянутой выше Wasteland 2 уже почти состоялся более десяти лет назад: такое название должна была носить нашумевшая Fallout, но его не смогли использовать из-за проблем с авторскими правами. Но сейчас Фарго со своими друзьями из бывшей Interplay смог снова заполучить эти права и планирует выпуск то ли продолжения, то ли римейка. Информации пока мало.
Питер Мулинье и Godus
Многие уже привыкли к периодическим заявлениям об уходе на покой Питера Мулинье, главного сказочника в сфере разработки игр. И так же привыкли к его возвращениям с новыми впечатляющими проектами. Но времена меняются, и Kickstarter привлёк даже такого мэтра, который теперь с успехом собирает на нём деньги на свои подчеркнуто небольшого размера игры. В них, как и ранее (Black&White, Populous, The Movies), прослеживается его идеология воинствующего атеизма. Godus заявлен как симулятор бога, управляющего фантастической вселенной. Правда, других грандиозных планов в отношении этой игры пока озвучено не было.
Марк Кроу, Скотт Мерфи и SpaceVenture
В прошедшем году на Kickstarter'е от канувшей в лету Sierra Entertainment объявилось немало дизайнеров, но о Марке Кроу и Скотте Мерфи мы упоминаем особо, потому что они в своё время (1986-1995) стали авторами Space Quest, самой главной для Sierra Entertainment серии игр. Space Quest недаром растянулся без малого на десять лет. Роджер Вилко, космический уборщик, завоевал сердца геймеров своими невероятными похождениями в духе постмодернизма. К примеру, в 1991 вышла четвертая часть Space Quest, в которой Вилко отправляется в будущее, в ещё неизданные части игры. Понятно, что SpaceVenture позиционируется как преемник Space Quest, что помогло быстро собрать необходимые разработчикам $500 тысяч.
Джейн Дженсен и Moebius
Ещё один представитель старой гвардии Sierra — представительница прекрасного пола Джейн Дженсен. Она прославилась благодаря серии игр Gabriel Knight, созданных в жанре готического квеста. Сделаны они были в прогрессивном и новаторском стиле даже по меркам 90-х. Первая половина представляла из себя традиционный двухмерный квест, а вторая — видео с участием профессиональных актёров. Из-за этого она занимала целых шесть дисков. Последней игрой из этой серии стала Gabriel Knight 3: Blood of the Damned. После неё в 2010 свет увидел Gray Matter, ещё один мистический квест от Дженсен. В 2012 она со своим мужем создала студию Pinkerton Road. Их первой разработкой стала игра Moebius, очередной двухмерный квест с мистическим уклоном. Джейн удалось собрать на него уже $435 тысяч.
Эл Лоу и Leisure Suit Larry in the Land of the Lounge Lizards: Reloaded
Эл Лоу начинал как учитель музыки в средней школе, достиг определённого успеха в игре на саксофоне. В 1982 стал помогать Sierra Entertainmen в издании рисованных квестов. Например, он написал музыку для Space Quest и Police Quest. Но широкую известность он приобрёл благодаря появившейся в 1987 году серии игр о Ларри Лаффере, смешном сорокалетнем неудачнике, любителе шуток и сексуальных приключений, заканчивающихся, правда, в основном неудачами. Несмотря на такого пикантного персонажа и некоторые элементы эротики, шесть игр с его участием абсолютно не были пошлыми, больше похожими на комедию с участием Вуди Аллена.
Со временем, когда квесты уступили свою популярность другим игровым жанрам, Лоу временно отошел от дел. В 2000-х сделал попытку возродить былой успех Ларри, придумав ему продолжение в виде комедийной стрелялки Sam Suede in Undercover Exposure. Эта попытка благополучно провалилась, проект закрыли (честно говоря, туда ему и дорога). Это его не остановило, и, когда ему предложили работу над переизданием первой из игр о Ларри, отказываться он и не думал. Деньги, как обычно, собирали всем миром через Kickstarter: сверх необходимых полмиллиона насобирали ещё $155000. На них Лоу обещал расщедриться ещё на одного персонажа и лишние диалоговые строчки. Обещанного, конечно, три года ждут, но всё-таки сроком выпуска было объявлено начало зимы 2012/2013, но всё-таки хотелось бы какого-то осязаемого результата поскорее.
Тим Шейфер и его Double Fine Adventure
Тим Шейфер, автор Grim Fandango и Full Throttle, хорошо известный публике ещё и как отличный шоумен, с 90-х не занимался созданием классических рисованных квестов. В начале 2012 с его лёгкой руки возникла мода на Kickstarter, когда при помощи этого сайта он собрал $3 млн на своё новое детище Double Fine Adventure. Несмотря на такую внушительную сумму вложенных средств и близость ожидаемой даты релиза, о самой игре почти ничего неизвестно: ни видео, ни скриншотов — впрочем это вполне в духе Kickstarter'а.
Чарльз Сесил и Broken Sword: The Serpent's Curse
Хотя свою карьеру разработчика компьютерных игр Чарльз Сесил начал ещё в 1985 году, большинство геймеров знакомы с ним благодаря игре Broken Sword: Shadow of the Templars, увидевшей свет в 1996. Она была неповторимым сочетанием романтической атмосферы Парижа, таинственным средневековым орденом Тамплиеров, стремящихся к господству над миром, и классическим английским юмором, регулярно встречавшимся в игре. Те, кто играл в Broken Sword, помнят, какие смешные реплики можно было ожидать от персонажей даже во время стандартного, казалось-бы, разгадывания головоломок.
С приходом эры 3D игр Broken Sword стала терять свою популярность и потихоньку забываться. Чтобы наверстать упущенное и идти в ногу со временем, Сесил и студия Revolution Software решили переиздать первые две части игры на Android и iOS, причём довольно успешно. А в конце 2013 года вышла пятая часть — Broken Sword: The Serpent's Curse. По прошествии всего двух недель было собрано почти в два раза больше, чем требовавшиеся разработчикам $400 000. Пятая часть Broken Sword снова стала рисованной и двухмерной, она вышла не только для компьютеров, но и для всевозможных современных мобильных устройств, что неудивительно, учитывая сыгранную ими важнейшую роль в её спасении от забвения.